rumxcola (v_i_n_o_d_e_l) wrote,
rumxcola
v_i_n_o_d_e_l

Червь-победитель



После каждой встречи наш клуб проводит обсуждение поставленного произведения. Завершали 2016 год мы постановкой шекспировского "Отелло".

На каждом обсуждении я поднимал один и тот же вопрос: почему интриган Яго победил? (Под победой понимается убийство Дездемоны её мужем Отелло, которого настроил Яго).

До начала подробного разбора произведения популярным ответом был "потому, что окружающие его люди были добрыми и наивными". Но если принимать такую версию, то получается, что Шекспир своим произведением хотел сказать, что зло сильнее добра, а умение плести интриги - незаменимый для любого человека навык. Однако, в ходе обсуждения появлялись и новые ответы.


Присмотримся к окружающим Яго основным персонажам пьесы внимательнее. Их не так много:
Отелло, Дездемона, Кассио, Родриго, Эмилия. До встречи с Яго они предстают перед нами как добропорядочные люди с чистыми и возвышенными помыслами. Отелло - бесстрашный рассудительный генерал. Дездемона - верная супруга, полюбившая мавра за эти его качества - "Лицом Отелло был мне дух Отелло". Кассио - лейтенант Отелло, заботящийся о своём добром имени. Разве что Родриго изначально выбивается из этой компании- влюблённый в Дездемону, он сразу же идёт на поводу у Яго. Но даже он, во-первых, упрекает Яго за неискренность перед Отелло - "Я бы не служил ему", а во-вторых, видя, что Дездемона вышла замуж, собирается скорее утопиться, чем расстраивать брак. Эмилия же - простодушная и послушная мужу девушка.

Но это не исчерпывающее описание персонажей. И раскрывает их Яго.

Так, Отелло оказывается очень ревнивым, что не может не быть следствием глубокой неуверенности в собственной привлекательности. Из этого комплекса Яго и развивает в мозгу несчастного логическую цепочку: раз Отелло непривлекателен, а Дездемона вышла за него замуж, следовательно она темнит.
"Вот именно. Ведь - говоря открыто -
Отвергнуть стольких, с кем ее сближают
Отечество, и внешность, и сословье,
Все то, к чему всегда влечет природу, -
Фу, это пахнет нездоровой волей,
Больным уродством, извращенной мыслью.
Простите, я отнюдь не отношу
Все это лично к ней; хоть есть опасность,
Что вдруг она, вернувшись к здравым чувствам,
Сравнит Вас со своими земляками
И, может быть, раскается."

Даже в любящей мужа Дездемоне Яго находит нужную брешь: "Ей кажется преступлением не сделать больше, чем ее просят". И действительно, она оказывается увлечена более своей возможностью кому-нибудь помочь, нежели любовью к мужу, даже если при этом надо влезать в его дела:
"Я раньше не отстану от Отелло.
Увидите, я в школу превращу
Его постель, а стол - в исповедальню."

А бравый Кассио, зная своё неумение пить, позволяет себе выпить лишнего - и это только полбеды. Вместо того, чтобы взять на себя ответственность за произошедшее, он малодушничает и решается на попытку этой ответственности избежать. При этом он никак не возражает, даже благодарит за совет, когда Яго при нём позволяет себе высказаться о его патроне пренебрежительно: "Настоящий генерал сейчас у нас генеральша." Таким образом он вступает на скользкий путь маленькой интриги: вместо честного разговора с генералом, он просит заступничества у Дездемоны.

Родриго, из страсти к Дездемоне, соглашается на разрушение её позитивного образа в своей душе. Ведь при нём Яго приписывает девушке распутство, а влюблённый это стерпливает.

Эмилия выделяется на фоне остальных персонажей. Она остаётся собой на протяжении всей пьесы, открыто говоря о том, что думает. Это проявляется в диалоге с Дездемоной. И хоть она неидеальна, но идеальную из себя и не строит. Она простодушна и чужда интригам. Даже крадя по просьбе Яго платок, она думает, что это всего лишь прихоть мужа, которому понравился узор, с которого надо снять копию. Но вместе с тем, очевидно, боясь последствий, не признаётся госпоже о своём поступке. Увы, это малодушие также приводит к трагедии. Вместе с тем, не без помощи прямоты Эмилии была раскрыта интриганская сущность Яго. На протяжении почти всей пьесы, до самого убийства Дездемоны, все называют его "честный Яго". Секрет его в том, что он оставался честным, но "дифференцированно". Есть "честный Яго" для Отелло, есть другой "честный Яго" для Кассио, есть третий "честный Яго" для Дездемоны и т.д. Но будучи собранными воедино - неминуемо выяснится, что всё это лишь маски, скрывающие истинное лицо зла. Этот сброс масок и был осуществлён, как только Эмилия показала две разные личины мужа одновременно. Фактически Шекспир подарил технологию против интриг: говори за спиной человека то же, что готов сказать ему в лицо, и не слушай тех, кто не придерживается такого же принципа.

Яго же - действительно является злом, наслаждающимся разрушениями и нарастающим хаосом. Слившись со злом, он стал способен видеть негативные качества людей и играть на них. Но тут важно отметить, что играет он именно на этих негативных качествах, а не на доброте и наивности. А значит Шекспир хотел показать не то, что зло сильнее добра. Он показывал, что для победы над злом его нужно искоренять в себе. Решив по малодушию слегка поинтриговать, щукарь будет тут же съеден акулой интриг. И вывод тут не в том, чтобы становиться акулой, а в том, чтобы не быть даже щукарем.

Спасибо всем, кто был с нашим драмклубом прошедший 2016 год. В новом 2017 году нас ждут новые театральные эксперименты и новые увлекательные обсуждения.



Tags: Культбат "Авангард", Культурный Фронт, Отелло, Шекспир
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments