rumxcola (v_i_n_o_d_e_l) wrote,
rumxcola
v_i_n_o_d_e_l

Червь-победитель



После каждой встречи наш клуб проводит обсуждение поставленного произведения. Завершали 2016 год мы постановкой шекспировского "Отелло".

На каждом обсуждении я поднимал один и тот же вопрос: почему интриган Яго победил? (Под победой понимается убийство Дездемоны её мужем Отелло, которого настроил Яго).

До начала подробного разбора произведения популярным ответом был "потому, что окружающие его люди были добрыми и наивными". Но если принимать такую версию, то получается, что Шекспир своим произведением хотел сказать, что зло сильнее добра, а умение плести интриги - незаменимый для любого человека навык. Однако, в ходе обсуждения появлялись и новые ответы.


Присмотримся к окружающим Яго основным персонажам пьесы внимательнее. Их не так много:
Отелло, Дездемона, Кассио, Родриго, Эмилия. До встречи с Яго они предстают перед нами как добропорядочные люди с чистыми и возвышенными помыслами. Отелло - бесстрашный рассудительный генерал. Дездемона - верная супруга, полюбившая мавра за эти его качества - "Лицом Отелло был мне дух Отелло". Кассио - лейтенант Отелло, заботящийся о своём добром имени. Разве что Родриго изначально выбивается из этой компании- влюблённый в Дездемону, он сразу же идёт на поводу у Яго. Но даже он, во-первых, упрекает Яго за неискренность перед Отелло - "Я бы не служил ему", а во-вторых, видя, что Дездемона вышла замуж, собирается скорее утопиться, чем расстраивать брак. Эмилия же - простодушная и послушная мужу девушка.

Но это не исчерпывающее описание персонажей. И раскрывает их Яго.

Так, Отелло оказывается очень ревнивым, что не может не быть следствием глубокой неуверенности в собственной привлекательности. Из этого комплекса Яго и развивает в мозгу несчастного логическую цепочку: раз Отелло непривлекателен, а Дездемона вышла за него замуж, следовательно она темнит.
"Вот именно. Ведь - говоря открыто -
Отвергнуть стольких, с кем ее сближают
Отечество, и внешность, и сословье,
Все то, к чему всегда влечет природу, -
Фу, это пахнет нездоровой волей,
Больным уродством, извращенной мыслью.
Простите, я отнюдь не отношу
Все это лично к ней; хоть есть опасность,
Что вдруг она, вернувшись к здравым чувствам,
Сравнит Вас со своими земляками
И, может быть, раскается."

Даже в любящей мужа Дездемоне Яго находит нужную брешь: "Ей кажется преступлением не сделать больше, чем ее просят". И действительно, она оказывается увлечена более своей возможностью кому-нибудь помочь, нежели любовью к мужу, даже если при этом надо влезать в его дела:
"Я раньше не отстану от Отелло.
Увидите, я в школу превращу
Его постель, а стол - в исповедальню."

А бравый Кассио, зная своё неумение пить, позволяет себе выпить лишнего - и это только полбеды. Вместо того, чтобы взять на себя ответственность за произошедшее, он малодушничает и решается на попытку этой ответственности избежать. При этом он никак не возражает, даже благодарит за совет, когда Яго при нём позволяет себе высказаться о его патроне пренебрежительно: "Настоящий генерал сейчас у нас генеральша." Таким образом он вступает на скользкий путь маленькой интриги: вместо честного разговора с генералом, он просит заступничества у Дездемоны.

Родриго, из страсти к Дездемоне, соглашается на разрушение её позитивного образа в своей душе. Ведь при нём Яго приписывает девушке распутство, а влюблённый это стерпливает.

Эмилия выделяется на фоне остальных персонажей. Она остаётся собой на протяжении всей пьесы, открыто говоря о том, что думает. Это проявляется в диалоге с Дездемоной. И хоть она неидеальна, но идеальную из себя и не строит. Она простодушна и чужда интригам. Даже крадя по просьбе Яго платок, она думает, что это всего лишь прихоть мужа, которому понравился узор, с которого надо снять копию. Но вместе с тем, очевидно, боясь последствий, не признаётся госпоже о своём поступке. Увы, это малодушие также приводит к трагедии. Вместе с тем, не без помощи прямоты Эмилии была раскрыта интриганская сущность Яго. На протяжении почти всей пьесы, до самого убийства Дездемоны, все называют его "честный Яго". Секрет его в том, что он оставался честным, но "дифференцированно". Есть "честный Яго" для Отелло, есть другой "честный Яго" для Кассио, есть третий "честный Яго" для Дездемоны и т.д. Но будучи собранными воедино - неминуемо выяснится, что всё это лишь маски, скрывающие истинное лицо зла. Этот сброс масок и был осуществлён, как только Эмилия показала две разные личины мужа одновременно. Фактически Шекспир подарил технологию против интриг: говори за спиной человека то же, что готов сказать ему в лицо, и не слушай тех, кто не придерживается такого же принципа.

Яго же - действительно является злом, наслаждающимся разрушениями и нарастающим хаосом. Слившись со злом, он стал способен видеть негативные качества людей и играть на них. Но тут важно отметить, что играет он именно на этих негативных качествах, а не на доброте и наивности. А значит Шекспир хотел показать не то, что зло сильнее добра. Он показывал, что для победы над злом его нужно искоренять в себе. Решив по малодушию слегка поинтриговать, щукарь будет тут же съеден акулой интриг. И вывод тут не в том, чтобы становиться акулой, а в том, чтобы не быть даже щукарем.

Спасибо всем, кто был с нашим драмклубом прошедший 2016 год. В новом 2017 году нас ждут новые театральные эксперименты и новые увлекательные обсуждения.



Tags: Культбат "Авангард", Культурный Фронт, Отелло, Шекспир
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 4 comments