rumxcola (v_i_n_o_d_e_l) wrote,
rumxcola
v_i_n_o_d_e_l

Рецензия на фильм Александра Санина "Поликушка" (1919)



Чем хорошо немое кино начала 20 века? Каждый фильм – штучная работа.

Бывает, что сюжет у фильма никакой, но актёры так хорошо вживаются в роли, что просто приковывают к себе внимание. И тогда можно просто понаблюдать за интересным персонажем. При этом они даже необязательно могут играть главные роли. Реже, но тоже бывает, обратная ситуация, когда сам сюжет настолько важен, что неважная игра актёров, конечно, бесит, но с ней как-то миришься. «Поликушка» - тот нечастый случай, где удалось и то, и то.


Если говорить про игру актёров, то фильм напоминает кинохронику того времени, настолько веришь персонажам. Как будто сам заглянул в деревню и походил по дворам. Актёры просто не замечают снимающего их оператора. Здесь уже не видно театральных движений Мозжухина из «Пиковой дамы», искусственных заламываний рук и прочего. Вообще, задаёшься вопросом, а откуда такая разница? Когда я смотрел «Пиковую даму», то тогда предполагал, что режиссёр намеренно просил актёров переигрывать, чтобы даже плохая киноплёнка смогла отразить их переживания. Но теперь-то видно, что не в ней дело. Не могу сказать, что качество плёнки «Поликушки» сильно отличается от той. Между этими фильмами всего три года разницы. То ли за это время наметился какой-то общий прогресс кино, то ли всё дело в режиссёре и актёрах. Я склоняюсь к последнему. Актёры, костюмы крестьян и господ, декорации, даже музыкальное сопровждение – всё тщательно подобрано. Наверное, поэтому кино воспринимается как достаточно современное творение.

Но кроме блестящей игры актёров, у фильма очень мощный сюжет. Думаю, что основной идеей картины является наличие у крестьянина чести. На эту мысль наталкивает и название произведения - «Поликушка», а не «Поликей». В контексте фильма оно звучит не как уменьшительно-ласкательное, а как пренебрежительное. Разве может быть у какого-то «Поликушки» понятие о чести? На мой взгляд, таким названием автор укоряет тех, кто так пренебрежительно думает. Ведь почему Поликей повесился? Потому что после того, как барыня доверила ему транспортировку крупной суммы денег, он внезапно почувствовал к себе уважение, стал воспринимать себя как человека. Возможно, схожее чувство испытал воспитанник Макаренко, когда вернулся в коммуну. А когда Поликей потерял письмо, он понял, как подвёл тех, кто этот шанс на уважение и самоуважение ему подарил. И тогда он решился на самоубийство.

Стоит отметить, что в фильме почти отсутствуют спецэффекты. Ярко выделяется только сцена с призраком Поликея. Переход от действия к грёзам происходит через затемнение кадра или через титры. Здесь нет отрубленного пальца «Отца Сергия» или совмещения кадров грёз и действительности, как в «Пиковой даме». Хотя я и не могу сказать, что в тех фильмах они не были нужны. Но просто в «Поликушке» упор явно сделан не на зрелищность, а на психологизм и актёрскую игру. И этим мне очень понравился этот фильм.


Tags: Александр Санин, Поликушка, кино, немое кино, рецензия
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments