rumxcola (v_i_n_o_d_e_l) wrote,
rumxcola
v_i_n_o_d_e_l

Эдип-Слепец




Знаменитый психолог Зигмунд Фрейд ввёл понятие "Эдипов комплекс", которое обозначало сексуальное влечение к родителю противоположного пола и двойственные чувства к родителю того же пола. Такое название комплекс получил благодаря античной драме Софокла "Эдип-царь". В пьесе действительно описывается убийство сыном отца и дальнейший инцест с матерью. Однако, неужели великий трагик Софокл хотел просто рассказать о порочных приключениях Эдипа? Между тем, Аристотель в своей "Поэтике" принимает пьесу Софокла как идеал трагедии.

На самом деле, тема инцеста в пьесе скорее побочная, чем основная.

Эдип не знал о своём родстве ни с вышедшей за него замуж матерью, ни с убитым им отцом. Более того, мотивы его поступков были достаточно светлыми. Наоборот, боясь свершения пророчества оракула, согласно которому Эдипу предстояло убить своего отца и стать соложником своей матери, он покинул любящую его семью, не зная при этом, что был усыновлён.

Основы же этой трагедии, наверное, всё-таки рок, человеческая слепота и нежелание осознавать своей роли в произошедшем. Искренне пытаясь помочь своим подданным, Эдип ищет убийцу Лаия, не догадываясь, что убийцей является он сам. Постепенное осознание этого факта меняет его состояние от уверенного в себе царя, до подозревающего кругом крамолу политика, и, наконец, до потерянного, раздавленного горем человека. В кратком пересказе трагедии невозможно показать, как несчастный до самого последнего момента пытается ухватиться за каждую соломинку в надежде, что открывающаяся тяжёлая правда всего лишь наваждение. И хотя "Царь Эдип" - песня времён античности, мотивы её пугающе актуальны.

В тот период, когда наш театральный клуб занимался постановкой этой пьесы, из уст Президента прозвучало обвинение Ленина в развале СССР. Согласно такой логике, не позднее КГБ с КПСС убило или, как минимум, не сохранило государство, а тот, кто его основал:

Я говорю: будь проклят тот убийца,
Один ли иль с пособниками вкупе,
Будь злая жизнь уделом злого мужа!
Будь проклят сам я наравне с убийцей,
Когда б под кровом моего чертога
Он с ведома скрывался моего!


Это очевидное нежелание признавать своей ответственности за потерю страны позволяет взглянуть на пьесу под углом актуальной политики и приглядеться к образам персонажей.

Возьмём Иокасту и матрилокальный брак с ней как образ страны, переходящей от одной элиты к другой.

Умерщвлённый Лаий - это элита позднего КПСС, желавшая сохранить своё господствующее положение. Если в развивающимся буржуазном обществе основное противоречие находилось между трудом и капиталом, то в советском постбуржуазном обществе в основное противоречие вошли труд и управление. Не пытайся Лаий убить Эдипа во младенчестве, а расти он себе здорового преемника, всё могло пойти по совершенно другому пути. Однако, вместо пути развития был избран путь удержания власти, в результате чего плод изменил своему предназначению.

Эдип - актуальная элита. Он порожден Лаием, элитой предыдущей, но будучи отвергнутым ей, изменил своему предназначению. И да, Эдип убил Лаия, как и "андроповская матрица" убила КПСС, а вместе с ней и СССР как государство.




Особый интерес представляют такие персонажи как Креонт и Тиресий.

Тиресий - прорицатель. Он знает, кто убил Лаия. Однако, он молчал на протяжении двадцати благополучных лет и сказал правду только в момент тяжелого для Фив кризиса . Примерно так, о судьбе обездоленных заявляет оппозиционная либеральная интеллигенция, ранее молчавшая по поводу "невписавшихся в рынок" Чубайса. Ну, и, конечно, моментом пользуется Креонт - тоже часть актуальной элиты, однако отстранённая от непосредственного управления страной. Это самый двусмысленный персонаж пьесы. Именно он подталкивает Эдипа к решению обратиться за помощью к Тиресию. Также очевидно, что фраза Креонта "Готов пред всеми говорить - а также и, в дом войдя, наедине с тобой" оставляет лишь иллюзию выбора. Ведь она сказана публично во всеуслышание, и Эдип уже не сможет говорить наедине, не уронив лицо перед народом. Однако, формально Эдип сам просит Креонта говорить при всех. После такого двусмысленного хода складывается впечатление, что подозрения Эдипа о связях Креонта с Тиресием небеспочвенны:

Эдип: Скажи тогда: давно ли царь ваш Лаий...
Креонт: При чем тут Лаий? Не пойму вопроса.
Эдип: Сраженный, пал таинственной рукой?
Креонт: Давно успел состариться тот век.
Эдип: А ваш пророк - он был тогда при деле?
Креонт: Был так же мудр и так же всеми чтим.
Эдип: Назвал мое он имя в ту годину?
Креонт: Не доводилось слышать мне его.
Эдип: Вы не старались обнаружить дело?
Креонт: Как не старались? Все напрасно было.
Эдип: А он, мудрец, зачем вам не помог?
Креонт: Не знаю; и в неведенье молчу.


Также Креонт убеждает Эдипа, что ему нет нужды строить козни, потому как он обласкан, а властные амбиции ему чужды:

Какой изменой? Ты подумай трезво
И взвесь одно: кто променять согласен
На полное тревоги имя власти -
Влиятельный и сладостный покой?
Я никогда в душе своей не ставил
Сан царский выше царственных деяний;
Так мыслят все, кто разумом не слаб.
Что ни хочу я, все могу без страха
Я получить; а если б сам я правил -
Как часто б делал вопреки себе!
Ужель милее царский мне венец
Безбольной чести, мирного величья?


Однако завершающий пьесу диалог показывает, что Креонт быстро свыкается с властной ролью нового царя.

Хор, т.е. народ, в этой пьесе, как и современное общество, подвержен патернализму, переменчив в оценках и выступает как статист, наблюдающий за разворачивающимися событиями. Вначале он идёт к Эдипу с просьбой о помощи в разрешении бед, а затем констатирует

Так мудр ты, царь, - и так сражен несчастьем;
Ах, было б лучше нам не знать тебя!


Интересно, что хронологически после событий, описанных в "Эдипе-царе", следует описание гражданской войны в Фивах, которое мы видим в "Антигоне" того же Софокла. Все эти параллели очень тревожны. Следуя им, трагедия гибели СССР только-только разворачивается. Однако, мы помним, что Прометей "у смертных отнял дар предвиденья" и "их слепыми наделил надеждами". А значит дал нам право самим определять финал.



Tags: Культбат "Авангард", Культурный Фронт, Прометей, Путин, СССР, Софокл, Эдип, античность
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments