rumxcola (v_i_n_o_d_e_l) wrote,
rumxcola
v_i_n_o_d_e_l

"Ахарняне" Аристофана. Комедия или трагедия?



До Аристофана наш "Культбат Авангард" из античности выбирал для постановок только трагедии. И мне казалось, что трагедии ставить труднее всего. Однако, после прочтения "Ахарнян" Аристофана я понял, насколько ошибался.

Сюжет пьесы следующий: в условиях войны со Спартой, один житель по имени Дикеополь решает, что "его хата с краю" и договаривается о мире с врагом, но только для себя и своей семьи. В его доме можно торговать запрещёнными в государстве продуктами, сам он веселится,пирует и гуляет, считая своё поведение образцом для подражания.

Сначала мы пробовали ставить пьесу так, как она есть, ничего не меняя и не давая каких-либо трактовок. Попытка не увенчалась успехом: после постановки было тягостное ощущение погружения в какое-то мерзкое зловонное болото. В "Ахарнянах" Аристофан подвергает осмеянию буквально всё, прибегая при этом к обсценным выражениям и туалетному юмору. В пьесе отсутствуют положительные персонажи, идёт тотальное доминирование материального над духовным. В моменты, когда на сцене происходили ужасные по сути вещи, автор вставлял утробный гогот. Так и хотелось воскликнуть - "Да какая же это комедия? Над чем же вы смеётесь, греки? Над тем, что из-за голода продают в сексуальное рабство? Над тем, что крестьянин просит милостыню? ".

Я приведу цитату akulchitskiy, прочитавшего пьесу перед постановкой:

Показана неприглядная картина разложившейся структуры государства и общества. Показаны люди, потерявшие свою гражданственность, потерявшие ответственность за общество, за себя и других. По сути, показан крах общества, как такового. Происходит отказ народа держать на себе структуры, формирующие общество и государство. Показано сильно атомизированное общество. Общество, в котором каждый думает в первую, а зачастую и единственную, очередь о себе и своих интересах.

И всё это показано в этаком «нижепоясном» ключе. Пожрать, напиться и потрахаться, вот тот образ жизни, который противопоставляется походу на защиту Родины, отстаиванию интересов города и народа, борьбе за очищение власти от бесполезных и вредных чиновников. Причём в стиле, как я уже сказал, «КамедиКлаб».

Отец, продающий в рабство дочерей. Дочери, просящие отца продать их. Сам образ этих девочек, прикидывающихся свиньями.

Диалоги главного героя – Дикеополя с идущим на защиту города полководцем Ламахом. Нарочито похабные. Крайне унизительные по отношению к этому воину. Образ самого этого полководца, занимающего свой пост только ради трёх драхм в день (жалованья).

Кульминация – униженное состояние Ламаха. И главный, положительный герой – Дикеополь – пьяный, в сопровождении двух шалав, высмеивающий напоследок раненного полководца.

Впечатление у меня сложилось премерзкое. Ржач над высокими смыслами, который автоматически убивает эти смыслы, знаком мне по позднесоветской, да и современной традиции. Телевизор наполнен этой похабщиной. Люди, поржав над «дураками», отдающими себя, свою жизнь, своё здоровье ради высоких целей, не захотят повторять такие действия. Не захотят, да и не смогут, посвятить себя служению. Ведь это же смешно. Как можно стать такой же, как Зоя Космодемьянская, если считаешь её пироманкой и смеёшься над ней? Как можно сохранить коллекцию семян в осаждённом голодающем Ленинграде и не съесть её? Как можно взять на себя ответственность за огромную страну, разваленную после Февральской революции импотентской властью русской буржуазии, страну, раздираемую на части, страну, которой фактически уже не было. Как можно совершать такие поступки, если ты над этим ржал?

В общем, я почувствовал себя погрузившимся в яму туалета типа сортир. Поплавал там, поглотал содержимое, пропитался запахами и пошёл на встречу клуба.



На мой взгляд, такой эффект происходил из-за радикального несоответствия между ценностями актёров и их героев. Играя, актёры отождествляли себя с ролями, и им было стыдно за поведение геров, которых они играли. Тогда мы решили изменить подход. Во-первых, максимально актуализировали пьесу. А во-вторых, постановили, что герои пьесы - это герои пьесы, а не мы. На время постановки мы просто наденем их маски. Актуализировать было совсем не сложно.Пробежимся по получившимся образам.

Война со Спартой - холодная война с Западом.


Санкционные товары - хамон, пармезан и так далее.


Дикеополь - так называемые "глобики".


Клеонты-взяточники есть до сих пор (вспомним хотя бы губернатора Сахалинкского области).


Пританы, опаздывающие на площадь для народных собраний - депутаты ГД, прогуливающие заседания.


Послы, прожигающие народные деньги на имитацию государственной деятельности - увы, послание рабочих космодрома "Восточный" показывает, что общество страдает и этим недугом.


Крестьянин, умоляющий Дикеополя- по сути те же гастарбайтеры, пытающиеся хоть как-то выжить.


Дочки, которых мегарец продал Дикеополю, это представители "древнейшей профессии" в изобилии появившиеся с 90-х годов.


Доносчики - это "ура"-патриоты (именно "ура"), в упор незамечающие проблем внутри страны.


Такой подход дал совсем другое понимание пьесы. В качестве заключения процитирую всё того же akulchitskiy после того, как он принял участие в финальной постановке:

Что же. Могу сказать, не зря я сыграл эту роль. Впечатлений и эмоций масса. Опыт незабываемый. Невозможно понять настолько глубоко произведение, только его прочитав. Участие в постановке помогает в полной мере окунуться в сюжет, прочувствовать характеры, события, отношения между персонажами. Могу сказать точно, без постановки нельзя понять произведение.

Чтение даёт только треть информации. Ещё треть добавляет совместное обсуждение, а полную картину даёт только постановка.

Моё впечатление после постановки. Я играл трагичную роль. В процессе действия мой персонаж – Дикеополь – проживает сложную трансформацию. Из настоящего гражданина, выражающего недовольство разложением гражданского общества, разложением правящего класса, критикующего сложившиеся общественные отношения, из человека, желающего изменить мир к лучшему он превращается в сломленного, думающему только об удовольствиях, только о набирании потребительских очков человека.

Если общество не хочет стать лучше, что же, тогда я перестану думать о других и стану думать только о себе. Стану искать свою выгоду, стану думать о получении максимума от жизни. Стану жить в своё удовольствие, если общество отвергает мою помощь в улучшении этого общества. Если моя помощь не нужна, что же, направлю свою энергию на себя, на получения всех возможных жизненных радостей.

Переломным моментом в этом процессе стало «причащение» вином «мира». «Причастившись» Дикеополь становится похожим на современных российских нуворишей, похожим на современных представителей российского правящего класса. Ведущих эдакий разгульный образ жизни. Деньги уже из ушей лезут, уже блюют ими, а всё мало, хочется получить всё от жизни и ещё чу-чуть. Выпить всё, съесть всё, трахнуть всех тупых длинноногих идиоток. Ещё длиннее машина, ещё длиннее яхта. Ещё, ещё и ещё.

Этакая пародия на классический капитализм, с его трудолюбием, его экономией. Пародия на протестантские строгие сюртуки, трудолюбие и бережливость. Ведь именно это отличало зарождающийся класс капиталистов от роскоши и загула уходящего правящего класса феодалов.

Вот так, в разрушительной по своему влиянию на людей комедии, мне повстречался трагический персонаж. Трагичность эта, ни в коем случае не обеляет его. Не становится он от этого менее разрушительным. Но всё же, его немного жаль. Устав бороться с миром, человек сломался и стал этот мир рушить. Заражать сограждан вирусом разложения. А этого нельзя простить никому.


Tags: Культбат "Авангард", Культурный Фронт, античность, атомизация, культурная война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments