rumxcola (v_i_n_o_d_e_l) wrote,
rumxcola
v_i_n_o_d_e_l

Рецензия на фильм Якова Протазанова "Пиковая дама" (1916)



Что можно сказать о фильме, который не впечатлил? Наверное, только лишь поразмышлять над тем, почему не впечатлил, и, возможно, перечислить некоторые удачные режиссёрские находки.

Я говорю о фильме Протазанова «Пиковая Дама», снятого в 1916 году. Это не короткий метр, с которого начинался кинематограф, а именно полноценный фильм. Мне, живущему в 21 веке – веке информации и киноиндустрии, трудно смотреть на творение столетней давности глазами человека, при котором кино только зарождается. О дрожащем изображении, вызванном неустойчивостью плёнки в проекторе, наверное, вообще не стоит говорить. Ведь не будешь же применять к рёбенку взрослые мерки.


Первое, что бросается в глаза – актёры переигрывают. Станиславский учил, что для того, чтобы зритель верил актёру, актёр должен переживать то, что происходит с персонажем. Здесь этого не видно. Орлова пытается «изобразить» переживания Лизы, когда та смотрит на Германа. Дуван пытается «изобразить» удивление графини тем, что ей поведал Сен Жер Мен. Жесты Мозжухина так же через чур театральны. Если кому и веришь иногда, то только каким-то проходным персонажам, или вообще массовке. Ну, пожалуй, ещё старой графине.

Однако, и в этом случае, я не уверен, что такой стиль не есть вынужденный компромисс, обусловленный качеством плёнки того времени. При отсутствии крупного плана лица получаются достаточно тёмными, и, возможно, не могут быть выразительными. Может этот стиль является аналогом котурн и больших масок в древнегреческом театре, где зрители сидели слишком далёко от сцены и не могли разглядеть лиц.

Если же говорить о фильме, как я понимаю, главной его идеей было показать, как Герман становится одержимым жаждой разбогатеть и ворваться в «светскую жизнь». Образ Германа удалось сделать похожим на тот, который давал Пушкин – с «профилем Наполеона и душой Мефистофеля». Однако, на мой взгляд, донести развитие этой одержимости не удалось. По-моему, у Мозжухина он был безумен с самого начала.

Интересно то, что критики Пушкинской «Пиковой дамы» выдвигали разные гипотезы, почему третья карта оказалась дамой. Была, например, версия, что графиня мстила не за свою смерть, а за то, что Герман не выполнил условия жениться на Лизе. Протазанов уже не даёт возможности такой трактовке, потому как в фильме старуха не упоминает условия свадьбы.

Стоит отметить удавшиеся художественные приёмы, которые применил режиссёр. Например, на совмещённых кадрах, где персонажи занимают только часть кадра, в остальной части безошибочно угадываются их грёзы или воспоминания. Или, придание Сен Жер Мену и Графине ауры мистичности, через съёмку их крупным планом в белых одеждах на чёрном фоне. Или безумие, охватывающее Германа после проигрыша, показанное через улыбающуюся в карте старуху и появившейся паутины с пауком, сделанное совмещением кадра. Все эти приёмы удались, но…

Но, к сожалению, вышесказанные отсутствие развития персонажей и некая наигранность актёрской работы не оставилили у меня положительного впечатления от фильма.



Tags: Пиковая дама, Пушкин, Яков Протазанов, кино, немое кино
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments